|
||||||
![]() |
||||||
Информация о деятельности на территории города Нефтеюганска центра культурно-языковой адаптации для детей-мигрантовВ соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.02.2016 № 230 «Об организации деятельности муниципальных центров культурно-языковой адаптации детей – мигрантов», приказом департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 03.03.2016 № 85-п, на базе образовательной организации организован центр культурно-языковой адаптации детей - мигрантов (приказ ОО от 03.03.2016 №155). Предоставление государственной услуги в Центре культурно-языковой адаптации (далее – Центр) является дополнительной услугой муниципальной образовательной организации и оказывается на безвозмездной основе. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-Ф3 (в редакции от 02.07.2013) «О государственном языке Российской Федерации», законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (в редакции от 12.03.14) «О языках народов Российской Федерации», нормативными правовыми документами федерального уровня (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999 г. № 682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации») и нормативными документами регионального уровня, Положением о центре культурно-языковой адаптации детей-мигрантов. Целью деятельности центра культурно-языковой адаптации является достижение максимальной адаптации в новой языковой и культурной среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе не владеющих или плохо владеющих русским языком. Задачи Центра: -создание специальных условий для обучения и воспитания детей- мигрантов, ввиду снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в микро- и макросреде; -определение уровня владения русским языком детьми-мигрантами, выявление и устранение потенциальных препятствий адаптации детей- мигрантов; -развитие навыков общения на русском языке детей-мигрантов в бытовой и учебной сферах (обогащение лексического запаса детей-мигрантов) на уровне, необходимом для освоения основной образовательной программы в полном объеме; -разработка индивидуальных программ сопровождения, коррекционно- развивающих программ для детей-мигрантов; -оказание содействия в социализации детей-мигрантов, а также в принятии ими норм существования в среде обитания, в воспитании эмоционально-положительного фона; -повышение уровня социокультурной адаптации детей-мигрантов в российском обществе; -оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей-мигрантов. Зачисление детей-мигрантов в Центр происходит на основании личного заявления родителей (законных представителей) и заключения двухстороннего договора на оказание образовательных услуг и психологической помощи. В образовательной организации утверждено положение, приняты локальные акты, регулирующие деятельность Центра. Ежегодно проводится организационная, диагностическая работа с родителями, с детьми-мигрантами, разработаны и утверждены дополнительные образовательные программы, открыты группы по работе с детьми из семей мигрантов. Работа с детьми-мигрантами на начальном этапе включает следующие мероприятия: - Беседа с родителями (законными представителями). - Определение уровня владения русским языком. - Психолого-педагогическая диагностика. - Определение класса обучения (проведение промежуточной аттестации). Ключевыми направлениями адаптации в детей-мигрантов являются: 1.Языковая адаптация, которая предполагает, с одной стороны, изучение русского языка (языка принимающей страны), с другой стороны, сохранение родного языка и культуры. Целью языковой адаптации является достижение ребенком мигрантом осознанного владения языком. Процесс работы по языковой адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающий, коррекционный. На первом этапе при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. Тестирование дает возможность определить содержание обучения с данным учащимся. Обучающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком (начальный, продвинутый). На завершающем этапе выявляются пробелы в обучении и проводится их коррекция. С целью развития у учащихся практических навыков использования русского языка в качестве инструмента получения новых знаний по учебным дисциплинам реализуется дополнительная образовательная программа «Русский язык как неродной». Программа предназначена для учащихся 2-7 классов общеобразовательных школ, не владеющих русским языком на достаточном уровне, для изучения школьных предметов на русском языке. Программа реализуется посредством УМК «Русский букварь для мигрантов» (под редакцией Лысаковой И.П.- М., 2015). Данная программа основана на программе по русскому как иностранному для детей школьного возраста (автор-составитель: кандидат филологических наук О.Н. Каленкова). Занятия проводились групповые (6 - 10 человек) и индивидуальные. 2.Учебная адаптация (усвоение норм школьной образовательной системы, включение детей мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы) обеспечивается за счет следующих мероприятий: -обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой; -обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей; -вариативность форм получения образования; -проведение индивидуальных занятий; 3.Психолого - педагогическая адаптация (формирование толерантных отношений в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися образовательной организации, обеспечение ребенку мигранта психологического комфорта) осуществляется через реализацию комплекса занятий по межличностному общению по направлениям: - сплоченность многонационального коллектива; - адаптация к новой среде недавно прибывших детей (индивидуальные занятия педагога – психолога). - оказание психологической помощи учащимся посредством проведения тренингов на сплочение. 4.Культурная адаптация (изучение истории, культуры, ценностей принимающего общества посредством включения в социокультурную деятельность). Проводимые мероприятия имеют разнообразный характер: патриотические, событийные, тематические, художественно – культурные, трудовые. С целью развития профессиональных компетенций педагогических работников, работающих в детьми – мигрантами, проведена следующая работа: 19.09.2019 – круглый стол «О деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов»; 21.03.2019 - участие педагогов образовательной организации в Международном форуме «Год языков коренных народов», секция «Русский язык, как язык межнационального общения» г. Ханты-Мансийск. 22.11.2019 – семинар для педагогов «Роль образования в профилактике экстремизма и вовлечения молодежи в деятельность религиозных сект и радикальных группировок». 19.04.2019 - конференция родителей «Семья – основа государства». Обобщение опыта родителей по воспитанию детей в семье. Поощрение родителей за предъявление лучших практик семейного воспитания. Укрепление авторитета семьи. Распространение опыта семейного воспитания. Состоялась беседа родителей с Имам-хатыб Нефтеюганской соборной мечети Усман хазрат; Мероприятия в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска, направленные на адаптацию и интеграцию детей мигрантов носят системный, комплексный характер, направленный на всестороннюю социальную и культурную адаптацию детей мигрантов. |
||||||
Приемная главы города: |