- Главная
- Противодействие коррупции
- Противодействие коррупции в администрации города
- Профилактика коррупционных правонарушений в подведомственных учереждениях
- Обзоры
Оценка уровня внедрения антикоррупционных стандартов в учреждениях, организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подведомственных исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019 году и предложения по совершенствованию деятельности подведомственных организаций, учреждений в сфере противодействия коррупцииВ соответствии с пунктом 10.2 Плана противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2020 годы (далее – План), утвержденного распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) от 29.01.2018 № 15-рг, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в 2019 году проведена оценка деятельности по реализации антикоррупционного законодательства в подведомственных им организациях, учреждениях. На основании информации о результатах проведенной оценки, поступившей от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа (далее – Департамент) в соответствии с пунктом 10.2 Плана проведена оценка уровня внедрения антикоррупционных стандартов в учреждениях, организациях, подведомственных государственным органам. Также Департаментом проведен анализ представлений прокуратуры автономного округа об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, поступивших в исполнительные органы государственной власти автономного округа в течение 2018 года, 1 полугодия 2019 года в отношении подведомственных учреждений. Всего в округе 276 государственных учреждения, 26 хозяйственных обществ и 11 некоммерческих организаций (всего 314). На территории муниципальных образований автономного округа расположено 1121 муниципальных учреждений. Наибольшее количество учреждений организовано в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования и культуры. Одним из важных направлений антикоррупционной деятельности в учреждениях является представление руководителем учреждения сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах). По итогам кампании по представлению в 2019 году сведений о доходах за 2018 год, сведения представили 263 (из 276) руководителя государственных учреждений, что составляет 100%, так как 13 должностей по состоянию на 30 апреля 2019 года являются вакантными. По состоянию на 01.01.2019, в автономном округе осуществляло деятельность 20 хозяйственных обществ, единственным акционером которых является автономный округ, 1 автономная некоммерческая организация, 8 фондов, 1 государственное унитарное предприятие находится в процедуре ликвидации. Товарищества на территории автономного округа отсутствуют. Из 20 хозяйственных обществ: 2 находятся в состоянии ликвидации и банкротства, 5 обществ переданы в управление управляющим компаниям, акции 1 общества реализованы в ходе приватизационных мероприятий в феврале 2019 года. Таким образом, сведения о доходах представили 12 из 20 хозяйственных обществ. В связи с тем, что законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции для руководителей унитарных предприятий автономного округа, хозяйственных обществ, товариществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является автономный округ, обязанность представлять сведения о доходах не установлена, и сведения о доходах представляются ими на добровольной основе, размещение указанных сведений в сети Интернет осуществляется Департаментом по управлению государственным имуществом автономного округа в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» только с согласия субъекта персональных данных. Сведения о доходах представлены всеми руководителями учреждений, но на официальном сайте Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа на основании письменного согласия размещены сведения о доходах в отношении 6 (из 12) руководителей хозяйственных обществ и 9 (из 9) руководителей некоммерческих организаций автономного округа. В муниципальных образованиях автономного округа сведения о доходах представили 1083 (из 1121) руководителя муниципальных учреждений и предприятий, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. 38 должностей руководителей муниципальных учреждений вакантны. Все представленные сведения о доходах руководителей государственных и муниципальных учреждений автономного округа размещены на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа своевременно в полном объеме.
Реализация антикоррупционного законодательства в учреждениях, организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа
Согласно информации, представленной исполнительными органами государственной власти автономного округа, работа по профилактике коррупционных правонарушений в подведомственных учреждениях организована в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономного округа. В учреждениях изданы локальные правовые акты, утверждающие положения о конфликте интересов работников, регламентирующие порядок информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядок рассмотрения таких сообщений, процедуру обмена подарками и знаками делового гостеприимства. Работники учреждений ознакомлены с правовыми актами в сфере противодействия коррупции, изданными в учреждениях. Персональная ответственность за состояние антикоррупционной работы в части обеспечения полного и своевременного принятия мер и проведения мероприятий по противодействию коррупции в учреждениях возлагается на руководителей организаций. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 распоряжения Губернатора № 102-рг соответствующая норма внесена в трудовые договоры, заключаемые с руководителями организаций. В штатные расписания учреждений включены должности ответственных лиц за профилактику коррупции. Определены должностные лица, ответственные за работу по противодействию коррупции, в должностные обязанности которых включено рассмотрение информации о случаях склонения к совершению коррупционных нарушений и о случаях возникновения конфликта интересов, организовано их обучение на специализированных курсах повышения квалификации. Во всех учреждениях действует механизм заполнения деклараций о конфликте интересов гражданином – при поступлении на работу в учреждение, и работником учреждения – при назначении на вышестоящую должность. В учреждениях на регулярной основе проводится работа по оценке коррупционных рисков в соответствии с разработанными в учреждении картами коррупционных рисков, содержащими рекомендованный комплекс мер по их минимизации. Сообщения о случаях склонения работников учреждений к совершению коррупционных правонарушений в 2019 году не поступали. Во всех учреждениях в доступном для граждан и сотрудников месте размещены стенды с информацией по антикоррупционной тематике, контактными телефонами лиц, ответственных за противодействие коррупции. Работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в учреждениях осуществляется в соответствии с утвержденными планами по реализации антикоррупционного законодательства. В рамках взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа и учреждений им подведомственных проводятся аппаратные учебы, семинары по вопросам профилактики коррупции, направляются антикоррупционные памятки. Так, например, по информации Депинформтехнологий Югры должностным лицом, ответственным за работу по противодействию коррупции в Депинформтехнологий Югры, в июле 2019 года проведено занятие с руководителями подведомственных учреждений по вопросам соблюдения обязательных требований, ограничений и запретов с разъяснением применяемых мер дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции, а также с ответственными за антикоррупционную работу, в части организации работы по предупреждению и противодействию коррупции. Архивной службой Югры в июле 2019 года организовано обучающее мероприятие для работников подведомственного учреждения на тему: «Дисциплинарная ответственность за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции» В Депфизкультуры и спорта Югры используется практика заслушивания докладов руководителей учреждений по вопросам организации антикоррупционной работы на заседаниях Общественного совета, образованного при Департаменте. В подведомственных Дептруда и занятости Югры центрах занятости населения (на территории автономного округа таких учреждений 18) в соответствии с положением о конфликте интересов при поступлении, при назначении на вышестоящую должность , а также при аттестации работниками заполняются декларации о конфликте интересов. В период с октября 2018 года по 30 сентября 2019 года в подведомственные Дептруда и занятости Югры центрах занятости населения поступило 100 деклараций о конфликте интересов и 1 декларация от директора центра занятости населения в адрес Дептруда и занятости населения Югры. Все декларации подвергаются тщательному анализу, в том числе на предмет наличия родственных связей между работниками. Также родственные связи между работниками выявляются с помощью проводимого анализа кадрового состава, а также сверки личных дел работников со списками получателей государственных услуг, в том силе получателей средств автономного округа в рамках Государственной программы автономного округа «Поддержка занятости населения».
Реализация антикоррупционного законодательства в учреждениях, организациях, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа
Реализация антикоррупционного законодательства в учреждениях, организациях, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. В муниципальных образованиях автономного округа органами местного самоуправления также проведена оценка деятельности по реализации антикоррупционного законодательства в подведомственных учреждениях. В ходе оценки установлено, что в учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, работа по профилактике коррупционных правонарушений организована в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономного округа. В учреждениях изданы локальные правовые акты, утверждающие положения о конфликте интересов работников, регламентирующие порядок информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядок рассмотрения таких сообщений, процедуру обмена подарками и знаками делового гостеприимства. Работники учреждений ознакомлены с правовыми актами, изданными в учреждениях в сфере противодействия коррупции. В учреждениях определены должностные лица, ответственные за работу по противодействию коррупции, в должностные обязанности которых включено рассмотрение информации о случаях склонения к совершению коррупционных нарушений и о случаях возникновения конфликта интересов. Действует механизм заполнения деклараций о конфликте интересов гражданином – при поступлении на работу в учреждение, и работником учреждения – при назначении на вышестоящую должность. Работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в учреждениях осуществляется на плановой основе. Так, в муниципальных учреждениях город Радужный организовано обучение работников учреждений по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу и при назначении на иную более высокую должность. При этом периодически проводятся аппаратные учебы для всех остальных работников учреждений. В ходе проведения оценки в учреждениях выявлялись случаи неисполнения требований антикоррупционного законодательства. Так, Управлением кадровой политики администрации Кондинского района по результатам оценки, проведенной в 39 муниципальных учреждениях, установлено, что в отдельных учреждениях недостаточно организуется проведение аппаратных учеб по антикоррупционному законодательству, выявлены случаи недостаточного контроля за исполнением плановых мероприятий, не предусмотрена возможность организации обучения лиц, ответственных за профилактику и противодействие коррупции, на курсах повышения квалификации. Информация о результатах проведенного анализа и поручение об исправлении выявленных нарушений направлена в подведомственные муниципальные учреждения, организации. В учреждениях в доступном для граждан месте размещены стенды с информацией по антикоррупционной тематике, контактными телефонами лиц, ответственных за противодействие коррупции. Внедрены в практику ежегодные отчеты руководителей учреждений на заседаний Общественного совета Кондинского района, Межведомственного Совета по противодействию коррупции в Кондинском районе. Так, в текущем году заслушаны вопросы: «О принимаемых мерах по противодействию коррупции и недопущению нарушений среди руководителей учреждений культуры», «О состоянии работы по противодействию коррупции и мерах по повышению ее эффективности в муниципальных учреждений физической культуры и спорта», в частности заслушан отчет руководителя учреждения культуры «Районный дворец культуры и искусств «Конда» об организации антикоррупционной работы в учреждении. Отчет директора муниципального унитарного предприятия «Информационно-издательский центр «Евра» об организации антикоррупционной работы заслушан на Общественного совета Кондинского района. В качестве положительного опыта необходимо отметить проведение просветительской работы в подведомственных управлению образования Администрации города Когалыма образовательных учреждений: - с учениками и воспитанниками организуются и проводятся классные часы, круглые столы, деловые игры, «карточные методики, дискуссионные формы, дебаты, практикумы по антикоррупционной тематике; - с родителями учащихся проводятся родительские собрания, на которых осуществляется информирование о работе «телефонов доверия» и «горячей линии» для сообщений по фактам коррупции с целью предотвращения нарушения прав и законных интересов учащихся и сотрудников образовательных организаций. Руководителями образовательных организаций города Когалыма ежегодно на официальном сайте публикуется доклад о деятельности организации и финансово-экономической деятельности, а также отчет о реализации антикоррупционного просвещения. В сентября 2019 года в пяти муниципальных образовательных организациях Советского района проведена акция «#твое НЕТимеетЗначение» (еще в 18 образовательных организациях запланирована к проведению в IV квартале). В рамках акции проведены классные часы, викторины, распространены листовки и тематические буклеты по антикоррупционной тематике. На официальных сайтах всех муниципальных образований автономного округа созданы разделы, где размещены методические рекомендации, памятки по организации антикоррупционной работы в учреждении, разработанные органами местного самоуправления, Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа, обзоры Минтруда России. В целом результаты оценки уровня внедрения антикоррупционных стандартов в учреждениях, организациях автономного округа, подведомственных исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, показали, что работа по внедрению антикоррупционных механизмов организована на плановой основе, изданы нормативные акты учреждений и организаций по вопросам профилактики коррупции, должностными лицами учреждений проводятся занятия по освещению антикоррупционной деятельности с сотрудниками учреждений Вместе с тем, отмечается необходимость системной работы в части проведения анализа нормативных правовых актов, принятых в подведомственных учреждениях. Так, в учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения автономного округа, Департаменту социального развития автономного округа, Департаменту строительства автономного округа выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, связанные с несоответствием принятых в учреждениях локальных правовых актов в сфере противодействия коррупции положениям федерального или окружного законодательства. Кроме того, в ряде учреждений не исполнена обязанность по уведомлению о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим по последнему месту службы государственного служащего. При этом по итогам проведенной оценки рекомендуется: 1. Руководителям исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа: 1.1. Проанализировать изданные в учреждениях локальные нормативные акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам автономного округа, регулирующих вопросы противодействия коррупции. 1.2. Провести мониторинг соблюдения требований части 4 статьи 12 Федерального закона №273-ФЗ и постановления Правительства РФ от 21 января 2015 года №29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»; 1.3. Проанализировать случаи родственных связей между работниками учреждения, при необходимости рассмотреть уведомления работников о возникновении или возможном возникновении у них конфликта интересов на комиссии по урегулированию конфликта интересов, организованной в учреждении, и принять меры по предотвращению/урегулированию конфликта интересов.
|