В администрации города Нефтеюганска состоялись публичные слушания проекта городского бюджета на 2025 год и плановый период 2026 – 2027 годы. Этот документ является ключевым инструментом финансового планирования, определяет доходы и расходы города и направления развития.
Чтобы ознакомиться с основными параметрами бюджета, в актовом зале собрались члены общественного совета и жители города.
«При формировании бюджета учтена необходимость исполнения социальных обязательств перед гражданами и решения задач, обозначенных Президентом Российской Федерации. Основную расходную часть бюджета составляют развитие образования, социальной политики, культуры и спорта. В основу документа положены показатели «базового» варианта прогноза социально-экономического развития, учитывающего не только выполнение текущих обязательств перед жителями, но и новые возможности для дальнейшего развития нашего города», — отметила Зульфия Шагиева, директор департамента финансов.
При формировании проекта бюджета особое внимание уделено обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета, повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых платежей, поступающих в бюджет города, безусловному исполнению действующих расходных обязательств, задаче по недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.
В бюджетных проектировках с 1 октября 2025 года предусмотрена индексация на 4% фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации от 2012 года. Кроме того, предусмотрены изменение минимального размера оплаты труда (МРОТ), она составит 49368 рублей, и индексация на 4% размера оплаты питания учащихся с 1 января 2025 года, исходя из 76 рублей на одного учащегося в день, а также индексация на 9,6% расходов на оплату коммунальных услуг муниципальным учреждениям.
Доходы на 2025 год спрогнозированы в размере 14 млрд. 170 млн. 587 тыс. руб., расходы — 14 млрд. 992 млн. 116 тыс. рублей. Дефицит бюджета соответствует требованиям бюджетного кодекса, привлечения кредита не потребуется.
В целом структура доходной части бюджета города Нефтеюганска не претерпела особых изменений. Как и прежде основной удельный вес приходится на безвозмездные поступления из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа: в 2025 году 58,1% или 8 млрд. 238 млн. рублей, в 2026 году 51,8% или 6 млрд. 472 млн. рублей, в 2027 году 50,3% или 6 млрд. 282 млн. рублей.
Вторую позицию занимают налоговые доходы в 2025 году 37,9% или 5 млрд. 370 млн. руб., в 2026 году 43,8% или 5 млрд. 466 млн. рублей, в 2027 году 45,4% или 5 млрд. 668 млн. рублей.
Неналоговые доходы, составят 4,0% в 2025 году — 561 млн. рублей, 4,4% в 2026 году – 548 млн. рублей и 4,3% в 2027 году 531 млн. рублей.
Переходя от характеристики доходов к расходной части бюджета, было отмечено, что неизменной остается задача по обеспечению устойчивости финансовой системы и социальной стабильности.
В этой связи продолжает оставаться важной работа по увеличению собственной доходной базы. В частности, органами местного самоуправления постоянно проводится работа по повышению эффективности использования муниципального имущества с целью увеличения поступлений в доход бюджета. Продолжается работа по мобилизации резервов пополнения доходов за счет сокращения задолженности по платежам в бюджетную систему города в рамках работы рабочей группы.
В расходах бюджета безусловным приоритетом является выполнение всех социальных обязательств и гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Распределение расходов бюджета города в функциональном разрезе показывает, что сохранены приоритеты социальной направленности. Доля расходов социального блока: образование, культура, физическая культура и спорт, социальная политика составляет 70,1% в 2025 году, 66,2% в 2026 году, 65,1% в 2027 году.
В структуре расходов на 2025 год большую часть занимают расходы на образование — 47,1%. Расходы на физическую культуру и спорт составляют 17,0%, на жилищно-коммунальное хозяйство — 13,1%; на национальную экономику — 8,1%, на общегосударственные вопросы — 7,9%; на учреждения культуры и культурные мероприятия — 4,7%; на социальную политику — 1,2%.
Проект бюджета был составлен на основе 15 муниципальных программ, связанных с целями и результатами, что повышает уровень эффективности освоения бюджетных средств. Доля программных расходов составляет около 98% расходов бюджета города. В 2025 году на программные мероприятия будет направлено 14 млрд. 673 млн. рублей, в 2026 году 12 млрд. 656 млн. рублей и 12 млрд. 380 млн. рублей в 2027 году соответственно.
На реализацию семи региональных проектов, на достижение целей, показателей и решение задач четырех национальных проектов направлено в 2025 году 795,4 млн. рублей, на 2026 год — 892,6 млн. рублей, на 2027 год — 884 млн. рублей. Средства будут направлены по национальному проекту «Семья» на капитальный ремонт нежилого помещения "Городская библиотека" и "Центр национальных культур". По нацпроекту "Инфраструктура для жизни" — на расселение 22 аварийных многоквартирных домов, это 1067 человек и 14 тысяч квадратных метров жилья за три года. Также предусмотрено финансирование на благоустройство общественной территории в 8 «А» микрорайоне и ремонт трех км дорог. Финансирование также запланировано в рамках нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика" на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие социального предпринимательства. По нацпроекту "Молодежь и дети" средства запланированы на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам и на проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях.
Расходы бюджета на финансовое обеспечение региональных проектов, направленных на достижение показателей федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, на 2025 год составят 205,3 млн. рублей, на 2026 год — 195,9 млн. рублей, на 2027 год — 9,7 млн. рублей. Денежные средства будут направлены на развитие сферы культуры, на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров, на государственную поддержку организаций, входящих в систему спортивной подготовки, на заключение концессионного соглашения по объекту «Спортивный комплекс с ледовой ареной», на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.
Расходы на реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей социально-экономического развития автономного округа, составят на 2025 год — 1 млрд. 750,1 млн. рублей, на 2026 год — 94,8 млн. рублей. Расходы направляются на строительство детского сада на 300 мест в 16 микрорайоне, на строительство Многофункционального спортивного комплекса и создание коммунальных объектов.
«Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что проект бюджета на новый трехлетний цикл 2025 — 2027 годов продиктован текущей экономической ситуацией и направлен на обеспечение устойчивого экономического и социального развития города, охватывает финансирование всех отраслей производственной сферы, коммунального хозяйства и социальной сферы», — резюмировала Зульфия Шайхрахмановна.
Нефтеюганцы поддержали представленный проект бюджета.